Фрагмент для ознакомления
2
Первое чудо для родителей - это само рождение ребенка. Он превращает мужчину в отца, женщину в мать и раскрывает их изначально заложенную сущность, связанную с продолжением жизни. Человек пришел в наш мир - и главная задача родителей - не только создать ему оптимальные условия для смены сна и бодрствования, удовлетворения его потребностей в еде, физических упражнениях и общении, но и сформировать "базовое" доверие к миру - отношение к тому, что мир их любит. принимает и заботится о них.
Не может быть специалистов по воспитанию ваших детей, в мире нет профессиональных отцов и профессиональных матерей. Воспитание ваших детей - одно из самых благородных занятий, вы можете посвятить ему свою жизнь, но это не может стать профессией. Кроме того, образование - это искусство, а там, где есть искусство, есть талант, сердце, интуиция, вдохновение и любовь. Ранний возраст имеет особое значение в жизни ребенка [12].
Овладение ходьбой, которая меняет весь его внешний вид и способствует быстрому сенсорному развитию, формированию второй сигнальной системы, увеличивает время бодрствования ребенка, что необходимо учитывать при построении распорядка дня.
Период раннего детства охватывает период от рождения до двух лет.
Третий год жизни ребенка условно считается ранним дошкольным, поскольку он содержит в себе черты переходного периода, но во многом сохраняет черты, присущие дошкольному детству. Ни на одном этапе жизни ребенка нет такой тесной связи между физическим и умственным развитием ребенка, как на первом или втором году жизни.
Полноценный уход, защита от травм, инфекционных заболеваний и простудных заболеваний, достаточная физическая активность, совместные игры являются основой обеспечения физического здоровья, умственного и умственного развития детей. Отметим, что особенности малышей определяются особенностями раннего детства, когда закладываются основные принципы социально направленного поведения, а эмоциональные реакции радости, восторга или грусти способствуют развитию элементарных чувств, первых проявлений сопереживания, сопереживания и доброты.
В процессе общения со взрослыми ребенок усваивает форму их поведения, характер их отношения к окружающей действительности и постепенно делает их своей собственностью и в этом смысле, как говорят психологи, овладевает знаниями и умениями взрослых, учась смотреть на мир их глазами. видеть. Наблюдая за маленькими детьми, можно сделать следующий вывод: первые два года жизни ребенка не имеют аналогов в последующие периоды детства из-за обилия способностей и умений, быстрого развития. Сложность общения с детьми этого возраста заключается в том, что маленькие дети не могут выразить словами свои желания, чувства и физиологические состояния.
Взрослый должен чутко реагировать на малейшие изменения в поведении ребенка. Личностные качества взрослого человека имеют большое значение для развития личности ребенка. Развитие психики ребенка, формирование его личности происходит в процессе активного освоения окружающей среды, то есть усвоения накопленного человечеством опыта в активной практической деятельности, опосредованной его отношениями со взрослыми [15].
В раннем детстве ведущими для ребенка являются эмоциональное общение со взрослыми (доречевые формы), затем манипулятивная и предметная деятельность, визуальные игры и начало освоения труда.
Раннее детство характеризуется большими потенциальными психофизиологическими возможностями. Современная педагогика и психология уделяют особое внимание их реализации. Ранний возраст - это начальный и очень важный этап в воспитании подрастающего поколения. Принимая на себя ответственность за воспитание ребенка, каждый взрослый должен знать закономерности умственного развития ребенка. Процесс созревания всех систем организма, в том числе и нервной системы, особенно интенсивен в первые годы жизни ребенка, что необходимо учитывать.
Формируются необходимые органические предпосылки для проявления у детей новых психических качеств. Еще одной особенностью маленьких детей является необходимость преодоления противоречия между наличием у новорожденного готовых жизненных (неотложных) потребностей и отсутствием способов их удовлетворения, что является движущей силой умственного развития ребенка на самом раннем этапе жизни.
Доверительное общение ребенка со взрослыми проявляется в речевых реакциях. Плач и сосание - это первый способ, с помощью которого ребенок удовлетворяет свои биологические потребности. В процессе кормления ребенок также получает первый опыт общения со взрослыми.
Еще один источник активности малыша находится в области его защитных реакций. Здесь важна потребность в комфортной температурной, оптической и акустической среде. Исходя из биологических потребностей и, в частности, защитных рефлексов, у ребенка развиваются первые ориентировочные реакции. С момента рождения ребенок выступает как биологическое существо, которое затем превращается в социальную личность. Все методы практических действий, которые формируются у ребенка, берутся из социальной среды, из материального и духовного опыта людей. Конечно, этот процесс происходит под влиянием влияний взрослых и при их непосредственном участии. Именно на ранней стадии происходит скачок от биологического к социальному - начинается социализация ребенка.
Ребенок в раннем возрасте должен, прежде всего, овладеть материальной культурой, то есть приемами практических (предметных), инструментальных действий. В недрах этих практических действий они совершенствуются, формируются мотивы и потребности в знаниях. Развитие речи и словарного запаса ребенка служит способом общения со взрослыми и сверстниками.
Ребенку нужны те слова и фразы, которые помогают эффективно осваивать практические действия. Только в процессе формирования различных видов деятельности (общения, ориентирования, двигательной активности, предметно-игровой деятельности и т.д.) могут развиться первоначальные потребности и элементарные способы их удовлетворения, и в связи с этим решаются задачи всестороннего развития ребенка. Прогресс в умственном и моторном развитии детей в первые три года жизни приводит к тому, что им приходится действовать самостоятельно. Одновременно проявляется стремление ребенка к активному познанию мира, к самоутверждению.
Когда это желание исчезает, ребенок может расти пассивно и не прилагать никаких усилий. Ограничение сенсорной чувствительности ребенка в раннем возрасте или сенсорная депривация приводит к задержке когнитивной деятельности и отсутствию интереса к окружающему, снижению активности, вялости и апатии, в том числе к общению. Чувство сенсорной депривации на ранних стадиях развития в дальнейшем приводит к алекситимии - неспособности выразить и описать словами собственные эмоциональные переживания, неспособности распознавать и учитывать чувства других людей (эмоциональный иммунитет) [13].
Каждый этап развития ребенка как личности должен быть пройден полностью и без чрезмерного ускорения, что закладывает прочный фундамент для следующего этапа развития. В раннем возрасте именно эмоциональный компонент является доминирующим и определяющим.
В раннем детстве роль взрослого настолько велика, что помогает ребенку открывать тайны окружающего мира и шаг за шагом приобщаться к культуре общества. То, что закладывается взрослыми в этот период, во многом сохраняется в показателях здоровья и психологических особенностях в более поздние возрастные периоды. Ребенок не является миниатюрной моделью взрослого, поэтому учителя, родители и все взрослые, участвующие в воспитании и развитии маленького ребенка, должны знать особенности его тела.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / Н. М. Аскарина. — СПб.: Детство-Пресс, 2013. — 120 с.
2. Алексеева, Елена Евгеньевна (кандидат психол. наук). Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду / Е. Е. Алексеева // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 2. - С. 58-60.
3. Бабенко А. Помочь ребёнку [адаптироваться в детском саду] // Дошкольное воспитание. - 1990. - №11. - С. 32-34.
4. Баданина, Л. Организация адаптации родителей к детскому саду / Л. Баданина // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 5. - С. 100-102.
5. Банникова, Л. П. Влияние психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста на течение процессов адаптации / Л. П. Банникова // Гигиена и санитария. - 2006. - № 6. - С. 46-48.
6. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия, 2001.
7. Васильева, Е. Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации к дошкольному учреждению / Е. Васильева // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 10. - С.45-46.
8. Васильева, Н. К вопросу о психической адаптации детей дошкольного возраста / Н. Васильева, Н. Охотникова // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 2. - С. 35-38: ил. - (Наука - практике).
9. Васильева, Н. К вопросу о социально-психологической адаптации / Н. Васильева // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 8. - С. 16-18.
10. Вахнина, Н. Первый день в детском саду / Н. Вахнина // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 7. - С. 13-18.
11. Видра Д. Детский сад с точки зрения психоанализа // Дошкольное воспитание. - 2004. - №4. - С. 58-64.
12. Воспитание и обучение детей раннего возраста: Кн. В77 для воспитателя дет. сада/ А. М. Фонарёв, С. Л. Новосёлова, Л. И. Каплан и д.; Под ред. Л. Н. Павловой. — М.: Просвещение, 2009–176 с.
13. Галанов А.С. Я иду в детский сад: Пособие для родителей и воспитателей. - М.: Школьная Пресса, 2002. - 120с.
14. Григорян М. В детский сад [как нужно готовить ребёнка к детскому саду] // Работница. - 2007. - №8. - С. 20-24.
15. Гризик, Т. Участники адаптационного периода: ребенок-родители-педагоги / Т. Гризик, В. Баева // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 9. - С. 57-61.
16. Дорохина, Н. В детский сад идти пора / Н. Дорохина // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 5. - С. 108-115.
17. Ермакова, Ирина (кандидат психологических наук, заведующая). Цена адаптации и как ее снизить / Ирина Ермакова, Ольга Даниленко // Народное образование. - 2009. - № 4. - С. 248-256.
18. Жихар О.П., Кощеева З.В. Планирование и организация работы в группах раннего возраста «Малыши». - Минск: Технопринт, 2000. - 214с.
19. Зотова, О. И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности [Текст] / О. И. Зотова, И. К. Кряжева // Психологические механизмы регуляции социального поведения. — М., 2012. — 220 с.
20. Иванова Н. В., Кривовицына О. Б., Якупова Е. Ю. И21 Социальная адаптация малышей — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 125 с.
21. Калинина Р. Ребенок пошел в детский сад… К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. - 1998. - №4. - С. 2-9.
22. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000.
23. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - С. 34-36.
24. Логаш Л., Опаловская Л. О новых подходах к воспитанию детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 1997. - №9. - С. 42-44.
25. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1996. - 243 с.
26. Овчинникова, Г. Г. Особенности формирования Я-образа у подростков, испытывающих проблемы средовой адаптации [Текст] / Г. Г. Овчинникова // Молодежь будущее России. Екатеринбург, 2016. — 147 с.
27. Павлова Л. О современной проблеме раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2003. - №8. - С. 9-12.
28. Потапова, Е. Завтра приду опять!: адаптация детей в условиях детского сада компенсирующего вида / Е. Потапова // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 10. - С. 63-67.
29. Сиротюк А. Плоды просвещения // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - с. 70-78.
30. Смирнова Е. Ранний дошкольный возраст: становление произвольного поведения // Дошкольное воспитание. - 1998. - №3. - С. 85-98.
31. Социальная адаптация детей в дошкольном учреждении/ Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Вуковой. - М.: 2008 - 241с.
32. Терёхина О.А., Богословская В.С. Здравствуй, детский сад: психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в период адаптации к дошкольному учреждению: Мозырь: ООО ИД «Белый ветер»,2006. - 167с.
33. Филиппов, А. В. Производственная социология, психология и педагогика [Текст] / А. В. Филиппов, В. К. Липинский, В. Н. Князева. — Высшая школа, 2014. — 157 с.
Харитонова Н. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2006. - №6. - С. 3-12.